Главная Налоговые органы

 

Адвокат по налогам

рекомендует ознакомиться с разделом:

 

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Правовое положение налоговых органов регламентируется Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1  "О налоговых органах Российской Федерации" (далее – Закон Российской Федерации  о налоговых органах) и глава 5 часть 1. Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти (Федеральная Налоговая Служба России), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (налоговые инспекции).

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Структура налоговых органов

Государственный налоговый инспектор

Права налоговых органов

Обязанности налоговых органов и должностных лиц

Ответственность  налоговых органов и должностных лиц

 Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Налоговым органам предоставляются определенные права.

В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, налоговые органы вправе производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Также, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

На налоговые органы возложен контроль за соблюдением законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Налоговые органы вправе предъявлять иски в суде и арбитражном суде по следующим спорам:

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

На налоговые органы возлагается контроль за выполнением кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Ч.1. НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Помимо этого, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки (камеральные, выездные); производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Должностные лица налоговых органов могут вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (далее - налогоплательщиков) для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Они могут  приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

Работники налоговых органов вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Также в компетенцию налоговых органов входит определение суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Должностные лица налоговых органов вправе требовать от налогоплательщиков, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, а также взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы.

Адвокаты по налоговым делам обращают внимание на то, что правом налоговых органов является требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Существенным, по мнению адвокатов по налоговым спорам, является право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

Правом налоговых органов является вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. При этом, адвокаты по налоговым делам рекомендуют своевременно обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Налоговые органы вправе заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Существенным правом налоговых органов является право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;

- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика;

- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите и в иных случаях.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Помимо определенного перечня прав, налоговые органы, в соответствии с ч. 1 ст. 32 ч.1. НК РФ, имеют и определенные обязанности, в число которых входит в первую очередь соблюдать законодательство о налогах и сборах; руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Одной из основных обязанностей является также обязанность вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговые органы должны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В обязанности налоговых органов входит сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанностью налоговых органов является принятие решений о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

Также налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора, представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Кроме того, они обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

По заявлению налогоплательщика налоговые органы обязаны выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика.

По заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков налоговые органы обязаны выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику  на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые и таможенные органы, в соответствии со ст.  35  Налогового кодекса Российской Федерации,  несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 14 Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Гражданин имеет право  обжаловать   руководителю налогового органа, прокурору и в судебном порядке действия должностных лиц, допустивших  незаконное нарушение конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина либо организации.

Согласно ст. 137-138 НК РФ налогоплательщик - организация или индивидуальный предприниматель, который считает, что его права нарушены актом (как нормативным, так и ненормативным) налогового органа, действиями или бездействием соответствующих должностных лиц, может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд путем подачи искового заявления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Адвокаты по налоговым спорам МКА «РОСАР» могут своевременно и квалифицированно оказать необходимую юридическую помощь, как в ходе проведения налоговых проверок, так и при обжаловании актов налоговых проверок.

Оказывая юридическую помощь, адвокат по налогам    вправе  собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, проводить адвокатские расследования, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

1.  Полезная информация по вопросам применения уголовно-процессуального законодательства  содержится в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях   участников Программы.  Адвокат по налогам   советует  ознакомиться со следующим материалом:

- Преступления против собственности;

- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

- Обжалование  действий и решений налоговых органов и должностных лиц;

- Сотрудники правоохранительных  органов;

- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (ОРД);

- Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

- Управление  транспортным средством с выездом на обочину с последующим опрокидыванием транспортного средства в реку (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Применение физической силы;

- Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки;

- Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также документов и предметов;

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебная экспертиза;

- Общий перечень вопросов для допроса участников/акционеров контрагентов «проверяемого» налогоплательщика;

- Проект ходатайства поручителя об избрании личного поручительства в следственный орган;

- Советы в случае задержания и  заключения под стражу;

- Тексты обвинительных заключений  по делам об опрокидывании транспортного средства;

- Права и обязанности потерпевшего по уголовному делу;

- Комплексная программа экономической безопасности бизнеса и личности;

Лишение свободы на определенный срок.

 

2. В процессе правового анализа доказательств, исключающих преступность и наказуемость деяния, налоговый адвокат  предлагает ознакомиться со следующей судебной практикой:

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N64  "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления";

-  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными  судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №  28 "О судебной экспертизе по уголовным делам";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста";

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. N 1 "О судебном приговоре";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60  "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел".

3. Согласно ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальный действий,  предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Адвокат по налоговым преступлениям рекомендует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных  и иных действий:

- Форма документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

- Постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

Подписка о неразглашении данных предварительного расследования;

Протокол обыска (выемки);

- Форма протокола выемки документов и предметов;

- Постановление о получении образцов для сравнительного исследования;

Постановление о привлечении в качестве гражданского ответчика;

- Постановление о возбуждении уголовного дела;

Протокол допроса потерпевшего;

- Протокол осмотра жилища;

Приговор (оправдательный, суд с участием присяжных заседателей).

4.  Потерпевшему (физическому или юридическому лицу)  в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ имеет право на представителя.

Для уголовного преследования лица, совершившего противоправное действие адвокат по  налоговым спорам предлагает ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений:

- Преступления против собственности;

- Заявление о совершении мошенничества (из Авто-Адвоката);

- Заявление о возбуждении уголовного дела по факту умышленного причинения вреда здоровью;

- Заявление о преступлении (ст. 157 УК РФ "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей");

- Заявление о преступлении (ст. 244 УК РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения");

- Заявление о преступлении (ст. 336 УК РФ "Оскорбление военнослужащего");

- Проект заявления о сообщении результатов рассмотрения сообщения о преступлении.

 

5. Пословицы, поговорки и частушки до сих пор занимают важное место в национальном фольклоре, а изречения и афоризмы известных представителей народов мира разных времен широко используются  в официальном общении  и в обыденной жизни. Адвокат по налоговым делам  предлагает  ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями по уголовно-правовой тематике:  «Обжалование действий и решений»,  «Ответственность за правонарушения»,  «Учреждения исполняющие наказания», «Сделки и представительство» ,«Понятие и условия договора»,«Обеспечение безопасности», «Жулики, мошенники», «Карьера», «Иные правонарушители», «Здоровье».

 

Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции является одним из оснований отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Право на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение  принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

  Апелляционная, кассационная,  надзорная жалоба на приговор или иное  судебное решение подается опытным адвокатом по  уголовным делам, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями.

Если гражданин нуждается в квалифицированной юридической помощи, в том числе и по налоговым вопросам, он может обратиться  к  участникам Программы «Защитник», к адвокатам по налоговым преступлениям Московской коллегии адвокатов «РОСАР»  позвонив по телефонам   +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-73 или отправив сообщение E-mail:  rosar@inbox.ru

Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  налоговым правонарушениям и уголовным  делам может повлечь негативные последствия.