Главная Иные формы налогового контроля

Налоговый адвокат   

предлагает для ознакомления раздел:

ДОСТУП ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ИЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

 

 

Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в него вопреки воле проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или же на основании судебного решения.

Одним из таких случаев является, предусмотренный ст. 91 НК РФ, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.

Как известно из п. 1 ст. 89 НК РФ, выездные налоговые проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика. При этом, налогоплательщик обязан обеспечить  доступ должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, на свою территории (в помещение).

Единственным исключением, которое адвокат по налоговым спорам рассмотрит далее, является недопущение проведения данного действия в жилых помещениях.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках, либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

В соответствии со ст. 91 НК РФ, рассматриваемый доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Адвокат по налоговым делам рекомендует обратить внимание на следующие особенности. Первое, на чем стоит остановиться, это то, что указанные должностные лица налоговых органов перед доступом на соответствующую территорию или помещение обязаны предъявить свои служебные удостоверения. В данных удостоверениях должны быть указаны должность, фамилия, имя и отчество предъявителя, его фотография и срок действия удостоверения.

Затем, должно быть предоставлено решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки, в рамках которой и проводится данное процессуальное действие. При этом, в нем должны быть указаны следующие данные:

- должностные лица, проводящие проверку;

- вид налога (налогов), по которому проводится проверка;

- период, который охватывает данная налоговая проверка;

- иные данные в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", Положением о Федеральной налоговой службе.

Формы документов применяемых должностными лицами при проведении выездных налоговых проверок (в том числе и при осмотре помещений и территорий налогоплательщика), должны соответствовать формам, предусмотренным Приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", а также Приказом Федеральной налоговой службы от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Налоговый адвокат обращает внимание на то, что должностные лица налогового органа вправе осмотреть не любые территории и помещения проверяемого лица, а только те, которые используются налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности, либо объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

Необходимо отметить, что под осмотром понимается проводимое с участием понятых визуальное ознакомление с помещениями, территориями, используемыми для предпринимательской деятельности, а также находящимися на них объектами налогообложения, по результатам которого составляется соответствующий протокол.

Важно, что при производстве осмотра, должностные лица налогового органа осуществляют осмотр с выездом непосредственно на место. Рассматриваемое право на осмотр помещений налоговые органы достаточно часто используют для подтверждения факта отсутствия юридического лица по месту нахождения, указанному в его правоустанавливающих (учредительных) документах.

Налоговый адвокат обращает внимание на то, что ст. 91 НК РФ предусмотрены действия, в случае воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещения. В таких случаях, руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, который подписывается им и проверяемым лицом. На основании данного акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно (т.е. без данных осмотра объектов налогообложения) определить сумму налога, подлежащую уплате; учесть, оценить и определить объекты налогообложения и налоговую базу с учетом имеющихся у него данных, либо же исходя из сведений об аналогичных объектах (имеющихся как у данного лица, так и у других налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов), а также исчислить сумму налога (пени, недоимки).

Адвокат по налоговым делам обращает внимание на то, что именно в связи с такой возможностью определить сумму налогового обязательства, налоговым законодательством не предусмотрено налоговой ответственности за отказ в доступе должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории (в помещение) налогоплательщика.

В случае, если проверяемое лицо отказывается подписать акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, в нем делается соответствующая запись.

При этом, существенное значение играет именно то, является ли воспрепятствование целенаправленным, умышленным действием проверяемого лица. Неуместно говорить о воспрепятствовании в случае, если доступ стал невозможен по техническим причинам (утерян ключ, заклинило дверь и т.д.).

Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица предусмотрена Приказом Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Адвокат по налогам акцентирует внимание на том, что в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, сотрудники органов внутренних дел могут принимать участие в выездных налоговых проверках, для чего необходим мотивированный запрос налогового органа, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Основаниями для указанного направления мотивированного запроса, в соответствии с указанной Инструкцией, могут быть:

Во-первых: наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

Во-вторых: назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения;

В-третьих: необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

В-четвертых: необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении должностных обязанностей.

Немаловажным является, по мнению адвокатов по налоговым спорам, и то, что законодателем уделено отдельное внимание тому, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Данная норма гарантирует соблюдение положения Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища (ст. 25). Аналогичное положение дублируется и в ст. 3 ЖК РФ (Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения), а также ст. 12 УПК РФ (Неприкосновенность жилища).

Адвокатам по налоговым делам представляется необходим остановиться на том, что , как уже указывалось ранее, налоговым законодательством установлены следующие ограничения доступа в жилое помещение запрещение:

- помимо воли проживающего в нем налогоплательщика;

- помимо воли любых других проживающих в помещении лиц. При этом, адвокат по налоговым делам обращает внимание на то, что не имеет значения, является ли жилое помещение собственностью налогоплательщика или он занимает его на правах нанимателя. Главное, что данное помещение является местом его проживания. В таком случае, сумма налога будет определяться расчетным путем;

- если иное не предусмотрено федеральным законом или не основано на решении суда.

Помимо вышеизложенного, адвокат по налоговым делам рекомендует в случае, если в каких-либо документах налогового контроля, предоставляемых для подписания, после его заполнения остаются незаполненные строчки, просить должностное лицо налогового органа проставить в них прочерки. Налоговый адвокат рекомендует также в ходе проведения налоговых проверок в их протоколах и актах не допускать неясных, нечетких, позволяющих двоякое толкование формулировок. Кроме того, в случае, если данные документы составляется без применения технических средств (компьютера), от руки, обратите внимание на то, чтобы почерк должностного лица налогового органа был разборчивым, не вызывал каких-либо сомнений при его прочтении, не допускались исправления. В случае неудовлетворения таких просьб, соответствующие замечания, в том числе и по почерку, а также дополнения и уточнения могут быть занесены участниками процессуального действия  в данный документ.

Налоговый адвокат напоминает, что  согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Гражданин, реализуя свое конституционное право, на получение квалифицированной юридической помощи, заключает Соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом.

Реализация права на помощь адвоката, как и права на квалифицированную юридическую помощь в целом, в том числе при осуществлении мероприятий налогового контроля,  даче показаний в процессе  оперативно-розыскных, следственных и иных действий, предполагает создание условий, позволяющих гражданину сообщить необходимую информацию по делу, а адвокату  по налогам - оказать своему доверителю консультативную помощь и согласовать с ним действия по защите его прав и законных интересов.

Адвокат по налоговым преступлениям  - это опытный юрист, который вправе оказывать юридическую помощь гражданам по уголовным делам  и владеет тактикой и методикой ее оказания, он  поможет гражданам в решении  возникших  проблем.

Адвокат по налоговым делам рекомендует в случае проведения налоговых проверок обращаться за квалифицированной юридической помощью.

1. Налоговый адвокат       рекомендует ознакомиться с  полезной информацией, которая  находится  в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях её  участников:

- Налоговые правонарушения;

- Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

- Преступления против собственности;

- Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

- Полномочия следователя;

- Преступления против собственности;

- Выездная налоговая проверка;

- Должностное лицо территориального органа Федеральной антимонопольной службы (ФАС России);

- Участники уголовного судопроизводства;

- Совершение водителем мотоцикла наезда на заднюю правую часть стоящего транспортного средства (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Приглашение (повестка) на беседу или допрос;

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебная экспертиза;

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц;

- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

- Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

- Наложение ареста на имущество;

- Вещественные доказательства;

-Опрокидывание транспортного средства, совершившего наезд на установленные на тротуаре металлические ограждения и мачту городского электроосвещения (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Организация посещения адвокатами  в первые дни  заключения под стражу;

- Текст  обвинительного заключения по  делу о наезде на остановившиеся попутные транспортные средства (ч. 5 ст. 264 УК РФ);

- Особый порядок судебного разбирательства;

- Организация защиты от рейдеров, недружественных слияний и поглощений;

Пожизненное лишение свободы.

2. Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 19  Федерального конституционного  закона  от  31  декабря  1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения  являются обязательными для участников уголовного судопроизводства.

В процессе анализа доказательств, дающих основания для привлечения к уголовной ответственности, адвокат по налогам  рекомендует ознакомиться со следующей судебной практикой:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60  "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. № 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций".

3. В протоколе следственного действия согласно ст. 166 УПК РФ описываются процессуальные действия, выполняемые следователями (дознавателями) описываются в протоколе следственного действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Адвокат по  налоговым спорам рекомендует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных и иных  действий:

- Протокол проведения обследования помещения, здания, сооружения, участка местности, транспортного средства (ОРД);

- Форма протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков;

- Решение о принятии обеспечительных мер (ч. 10 ст. 101 НК РФ);

- Обязательство о явке;

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

Постановление о назначении повторной судебной экспертизы;

- Протокол проведения обследования помещения (здания, сооружения, участка местности, транспортного средства);

- Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки;

- Форма протокола об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав;

- Протокол допроса эксперта;

Приговор (обвинительный, суд с участием присяжных заседателей).

4.  В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Адвокат по налоговым делам советует ознакомиться с проектами заявлений о преступлениях, что будет способствовать уголовному преследованию, лиц совершивших преступление, пресечению преступной деятельности, возмещению причиненного вреда:

Заявления о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление об угоне автомобиля от магазина;

- Заявление о преступлении (ст. 105 УК РФ "Убийство");

- Заявление о преступлении (ст. 139 УК РФ "Нарушение неприкосновенности жилища");

- Заявление о преступлении (ст. 213 УК РФ "Хулиганство");

- Заявление о преступлении (ст. 224 УК РФ "Небрежное хранение огнестрельного оружия");

- Заявления о возбуждении уголовного дела по делам в случае наезда на стоящее транспортное средство;

- Проект заявления о сообщении результатов рассмотрения сообщения о преступлении.

5. Адвокат  по налоговым преступлениям советует представляет ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с  уголовно-правовой тематикой: «Судебное разбирательство, судья»,  «Дознание, следствие и иные органы», «Очевидцы, свидетели», «Права и обязанности работника, работа», «Правила поведения, обычаи делового оборота»,  «Сватовство», «Приметы и пожелания»,  «Здоровье», «Иные», «Доказательства», «Примирение». 

 

 Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет  процессуальный статус  и начальный момент   возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.

 Оказывая юридическую помощь, налоговый адвокат  вправе  собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, проводить адвокатские расследования, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к адвокатам по  налоговым преступлениям, и мы постараемся  помочь.

Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном порядке.

Право на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение  принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Опытный налоговый адвокат после тщательного ознакомления с материалами  дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями составит апелляционную, кассационную надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

Если гражданин нуждается в квалифицированной юридической помощи, в том числе и по налоговым вопросам, он может обратиться  к  участникам Программы «Защитник», к адвокатам по налоговым преступлениям Московской коллегии адвокатов «РОСАР» ,   позвонив по телефонам   +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-73 или отправив сообщение E-mail:  rosar@inbox.ru.

Адвокат  по налоговым делам предоставит квалифицированную и своевременную  юридическую помощь гражданам, руководителям и иным работникам юридических лиц по различным вопросам, связанным с привлечением к  административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере экономики, налоговые и другие преступления.