Главная Формы документов

 

Адвокат  по налоговым преступлениям

советует для ознакомления:

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА ОСМОТРА ТЕРРИТОРИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ, ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДМЕТОВ

 

Одним из обязательных мероприятий налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки является осмотр территорий, помещений налогоплательщика плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее по тексту «организации(налогоплательщика)»), в отношении которого проводится налоговая проверка.

Осмотр  проводится,  на основании   ст. 31, 89, 91, 92 Налогового кодекса Российской Федерации  и ст. 7 Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации",должностными лицами налогового органа  в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

Доступ на территорию или в помещение  организации (налогоплательщика, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица.

Должностные лица имеют право осматривать документы и предметы, территории, помещения налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. При этом Министерством финансов Российской Федерации утвержден Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Осмотр производится в присутствии понятых, которых должно быть не менее двух человек.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель.

Согласно ст. 31, 96, 97, 98 НК РФ для проведения осмотра, как одного из видов  налогового контроля  могут привлекаться специалисты, эксперты и переводчики.

Налоговый адвокат  разъясняет, что на основании  ст.  36 Налогового кодекса Российской Федерации, должностные лица органов внутренних дел по запросу налоговых органов могут  участвовать  вместе с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Вопросы взаимодействия   должностных лиц  названных органов  определены в следующих документах:

- Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты (Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 1680);

- Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок(утверждена приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347);

 - Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения(утверждена приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347);

-   Соглашение о взаимодействии между МВД России и ФНС России (Москва, 13 октября 2010 г. № 1/8656/ММВ-27-4/11).

В соответствии со ст. 5  Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации",органы внутренних дел Российской Федерации, обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

О производстве осмотра составляется протокол, в котором отражаются  его результаты, выявленные при его производстве существенные для дела факты и обстоятельства.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации утверждена форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов, которая применяется  налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.[1]

К протоколу осмотра, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, в соответствии  со ст. 90 НК РФ предъявляются общие требования для процессуальных документов.

В протоколе необходимо указывать помимо места и даты производства  осмотра,  времени его начала и окончания, участвующих лиц,  также  содержание действия, последовательность его проведения и  выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства.

К протоколу осмотра  могут прилагаться  фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы,  если они производились.

В протоколе не допускаются помарки, поправки, подчистки и иные исправления, за исключением, оговоренных в тексте и заверенных подписями лиц, его подписывающих.

Налоговый адвокат обращает внимание  пользователей  сайта на следующее  существенное обстоятельство. В протокол  осмотра могут  заноситься пояснения  и ответы на вопросы  руководителей и работников  организации (налогоплательщика).

Адвокату  по налогам   известны  случаи, когда   во время осмотра или после него должностные  лица  налоговых органов допрашивали в качестве свидетелей  руководителей и работников организации  налогоплательщика, которым могут быть известны какие-либо сведения, имеющие значение для проведения налогового контроля. При таких обстоятельствах  налоговый адвокат рекомендует гражданам  воспользоваться  следующим советом:

Если  гражданин  по каким-либо причинам (например,  до получения  полной информации о событии, документах и т.д.,  или юридической консультации адвоката) не желает  давать показания (пояснения), отвечать на вопросы должностных лиц, адвокат  советует   заявить следующее)) этого можно сказать следующеей консультации у адвокатаии, дыпользовать различные  психологические и иные приемы и методы.:

«Уважаемый сотрудник! В связи с заданными мне вопросами я желаю воспользоваться моим конституционным правом, предусмотренным статьей 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников!» или

 «Я не намерен препятствовать установлению обстоятельств, интересующих компетентные органы, но имею право и  я желаю воспользоваться предоставленным мне статьей 51 Конституции Российской Федерации правом не свидетельствовать против самого себя и близких родственников!»

 Кроме того, на все задаваемые вопросы  можно говорить примерно следующее:

«Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не вправе свидетельствовать против самого себя и близких родственников. Я желаю воспользоваться данным конституционным правом  при ответе на поставленный вопрос!»

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 14-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" Налоговый кодекс Российской Федерации
«исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и103).

Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации)».

За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых  и таможенных  органов, согласно  ст.  35 Налогового кодекса Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разъяснения  адвоката по налоговым спорам о порядке проведения  осмотра и оформления  его протокола расположены на следующей странице  сайта Программы "Налоговый адвокат".

 

Адвокат по налогам рекомендует ознакомиться с формой протокола осмотра территорий, помещений, документов и предметов, которая применяется при проведении налогового контроля:

                           

ПРОТОКОЛ N ____

осмотра территории,

                    помещений, документов, предметов

 

_____________________                                 __________________

 (место составления)                                       (дата)

 

    Осмотр начат _______ час. _____ мин.

 

    Осмотр окончен _____ час. _____ мин.

 

________________________________________________________________________

            (должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол,

                    наименование налогового органа)

________________________________________________________________________

             (должности, Ф.И.О. лиц, производивших осмотр,

  наименование налогового органа (наименование органа внутренних дел)

в соответствии с  правами, предоставленными подпунктом 6 пункта 1 статьи

31 и статьей 92 Налогового кодекса Российской Федерации, произвели осмотр

 

________________________________________________________________________

                   ("территории" и (или) "помещения")

 

находящейся(гося) (располагающейся(гося) по адресу  ____________________

 

________________________________________________________________________

  (адрес территории и (или) помещения, иные сведения, идентифицирующие

                       территорию и (или) помещение)

 

документов и предметов _________________________________________________

 

________________________________________________________________________

(перечень документов и предметов с указанием идентифицирующих сведений и

                          их мест нахождения)

 

________________________________________________________________________

        (полное и сокращенное наименование организации, ИНН/КПП

      или полные и сокращенные наименования организации и филиала

 (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН

                             (при наличии)

 

 в  отношении  которого   проводится   выездная   налоговая   проверка,

назначенная     на    основании   решения    руководителя   (заместителя

руководителя)*

________________________________________________________________________

                    (наименование налогового органа)

 

___________________________________________________ от ___________ N ___

                   (Ф.И.О.)                              (дата)

 

    Осмотр   произведен   при   участии   лица,  в   отношении  которого

осуществляется  налоговая  проверка,  или  его  представителя,  а  также

специалистов

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

    (должность, Ф.И.О. проверяемого лица (его представителя), Ф.И.О

                             специалистов)

 

    Осмотр произведен в присутствии понятых

 

________________________________________________________________________

 (Ф.И.О., место жительства, данные о паспорте или ином удостоверяющем

                          личность документе)

 

    Осмотр произведен в присутствии иных лиц

________________________________________________________________________

      (должность, Ф.И.О. должностных лиц проверяемой организации)

 

    Участвующим   и  присутствующим   лицам   объявлено   о   применении

 

технических средств ____________________________________________________

 

________________________________________________________________________

                             (каких именно)

 

    В результате осмотра установлено следующее: ________________________

 

________________________________________________________________________

  (подробное описание территорий, помещений, документов и предметов)

 

    Перед началом, в ходе либо по окончании  осмотра  от  участвующих  и

 

присутствующих лиц _____________________________________________________

 

________________________________________________________________________

                   (понятой, специалист и др., Ф.И.О.)

 

замечания ________________________________

          ("поступили" или "не поступили")

 

 содержание замечаний**________________________________________________

 

________________________________________________________________________

    (приводятся замечания и (или) сведения о приобщении замечаний к

                               протоколу)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

___________________________________

    (понятой, специалист и др.)

 

_________              ____________

(подпись)                (Ф.И.О.)

 

    Приложения к протоколу:

    1) ________________________________________________________________;

    (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие

             материалы, выполненные при производстве осмотра)

    2) ________________________________________________________________.

    Протокол прочитан участвующими и присутствующими лицами.

    Замечания к протоколу ______________________________________________

 

________________________________________________________________________

  (содержание замечаний с указанием Ф.И.О. лица, сделавшего замечание,

                     либо указание на их отсутствие)

Подписи должностных лиц

 

________________________________

(наименование налогового органа)

 

________________________________

          (должность)

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

________________________________

     (наименование органа)

 

________________________________

          (должность)

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

Подпись руководителя

организации (филиала,

представительства) (физического

лица) (представителя)

 

________________________________

 (наименование организации или

  наименование организации и

 филиала (представительства)

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

Подписи понятых

 

________________________________

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

________________________________

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

Подписи иных лиц

 

________________________________

     (специалист и др.)

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

______________________________

* Не указывается в случае, если производится осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

** Указывается при наличии замечаний.

1.  Полезная информация по вопросам уголовного судопроизводства содержится в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях   участников Программы, с которыми адвокат по налоговым  спорам предлагает ознакомиться:

- Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

- Преступления против собственности;

- Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

- Полномочия налоговых органов;

- Проверка заявлений (сообщений) о преступлении;

- Полномочия следователя-криминалиста;

- Преступления против собственности;

- Выездная налоговая проверка;

- Должностное лицо территориального органа Федеральной антимонопольной службы (ФАС России);

- Участники уголовного судопроизводства;

- Приглашение (повестка) на беседу или допрос;

- Несоблюдение водителем транспортного средства скоростного режима и выезд на правую обочину дороги, повлекшее наезд на деревья и опрокидывание транспортного средства (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

- Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

- Вещественные доказательства;

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебная экспертиза;

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц;

- Проект заявления поручителя об избрании личного поручительства в орган дознания;

- Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

- Организация посещения адвокатами  в первые дни  заключения под стражу;

- Советы по соблюдению законодательства об авторских и смежных правах;

- Права и обязанности потерпевшего по уголовному делу;

- Текст  обвинительного заключения по  делу о столкновении транспортного средства с мотоциклом.

2. В процессе правового анализа доказательств, исключающих преступность и наказуемость деяния, адвокат  по налогам  рекомендует принять во внимание следующую судебную практику:

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. № 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций".

3.   В процессе следственных действий проводится обнаружение, собирание, проверка сведений, а также изъятие документов и предметов, имеющих важное значение для разрешения уголовного дела. Адвокат по налоговым преступлениям  советует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий:

Рапорт об обнаружении признаков преступления;

- Постановление о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

Постановление о признании гражданским истцом;

Протокол допроса свидетеля (потерпевшего) с участием переводчика;

Обязательство о явке;

Постановление об отмене наложения ареста;

Протокол очной ставки;

- Форма поручения об истребовании документов (информации);

- Протокол уведомления об окончании следственных действий; 

Постановление о назначении предварительного слушания.

4. Для уголовного преследования лица, совершившего противоправное действие, налоговый  адвокат рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о преступлении:

- Преступления против общественной безопасности;

- Заявления о возбуждении уголовного дела по иным дорожные происшествия;

- Заявление о преступлении (ст. 110 УК РФ "Доведение до самоубийства");

- Заявление о преступлении (ст. 131 УК РФ "Изнасилование");

- Заявление об угоне автомобиля от магазина;

- Заявление о преступлении (ст. 224 УК РФ "Небрежное хранение огнестрельного оружия");

- Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- Заявление о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество").

5. Пословицы, поговорки и частушки до сих пор занимают важное место в национальном фольклоре, а изречения и афоризмы известных представителей народов мира разных времен широко используются  в официальном общении  и в обыденной жизни. Адвокат по налоговым делам   советует ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями, «связанными» с   уголовным судопроизводством и  исполнением наказания:  «Получение прибыли, богатство», «Судебное разбирательство, судья»,  «Дознание, следствие и иные органы», «Разбирательство», «Адвокат, защитник, представитель», «Права и обязанности работодателя (руководителя)», «Преступление», «Пострадавшие, потерпевшие», «Иные виды деятельности», «Наказание», «Семейные обычаи, традиции и пожелания».

 

Одним из оснований отмены или изменения судебных решений является нарушение уголовно-процессуального закона.

Право на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение  принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Опытный налоговый адвокат после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями напишет  апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

 Оказывая юридическую помощь, адвокат по налоговым спорам преступлениям делам по налогам    вправе  собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, проводить адвокатские расследования, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Если у гражданина,  руководителей, учредителей, акционеров и работников юридического лица появились риски привлечения к административной или уголовной ответственности за налоговые правонарушения либо экономические преступления, проблемы правого характера,  им необходимо обратиться по телефонам  +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62 или  +7 (495) 671-53-73, либо отправить сообщение (E-mail:  rosar@inbox.ru) к участникам Программы «Защитник», адвокатам по налоговым делам Московской коллегии адвокатам «РОСАР»,  которые окажут  квалифицированную юридическую помощь.

Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  административным, налоговым и уголовным  делам нередко приводит к  негативным последствиям.